Управленческий учет

Немного теории

Для начала, посмотрим на классическое определение управленческого учета.
Управленческий учёт упорядоченная система выявления, измерения, сбора, регистрации, интерпретации, обобщения, подготовки и предоставления важной для принятия решений по деятельности организации информации и показателей для управленческого звена организации (внутренних пользователей — руководителей). Основной задачей управленческого учёта является ответ на вопрос, в каком состоянии находится организация, как необходимо распределить имеющиеся ресурсы, чтобы повысить эффективность деятельности.

Если упростить,  то управленческий учет – система сбора и обработки информации, являющейся основой для принятия управленческих решений. Ни один вид учета не даст собственнику настолько полную информацию о текущем состоянии бизнеса, как это сделает управленческий. А в условиях динамично растущей конкуренции, снижении покупательских способностей и спроса, а также и других “радостей” сопутствующих настоящему времени, критически важно иметь оперативную и достоверную информацию о положении дел в вашем бизнесе и принимать решения, руководствуясь ею же.

Когда стоит начинать вести управленческий учет?

Если вы у вас стали возникать такие вопросы, как: “какова полная себестоимость производимой предприятием продукции?”, “на что расходуются денежные средства и ресурсы и почему возникают кассовые разрывы и дефицит материалов?” или “как отразится снижение товарных запасов на финансовом результате предприятия?”, и вы не можете в адекватные сроки найти на них ответы, то, очевидно, потребность в ведении управленческого учета у вас имеется.

Подобных вопросов может быть великое множество, и все они являются составными частями основного вопроса: “насколько эффективен бизнес?”. Ответы на эти вопросы даст только организация системы сбора и учета данных, на основании которой будет возможен расчет и анализ как абсолютных так и относительных показателей вашего бизнеса, а контроль их динамики покажет правильность осуществляемой вами стратегии.

Как начать вести управленческий учет?

Придя к пониманию, что без оперативной информации, контролировать и координировать бизнес становится все сложнее, и решившись на внедрение управленческого учета, возникает закономерный вопрос: с чего начать? Именно на данном этапе важно не наделать ошибок при выборе учетной системы.

Главной ошибкой при выборе учетной системы, из нашей практики, является непонимание отличий между системами для ведения управленческого учета и системами автоматизации бизнес-процессов предприятия. Данная ошибка широко распространена, особенно среди специалистов занятых в ИТ, и именно она является причиной неудач и неоправданных ожиданий на многих проектах внедрения управленческого учета. Будьте очень внимательны при выборе учетной системы и не доверяйте его полностью ИТ-специалисту. В противном случае можно получить обратный эффект от внедрения, вплоть до полной потери контроля над бизнесом.

Правильная, на наш взгляд, система управленческого учета должна обязательно базироваться на принципе двойной записи, поэтому, на начальном этапе, для ведения учета вполне может подойти любая учетная система, в основе которой лежит данный принцип и в которой есть план счетов, например 1С: Бухгалтерия. Однако, с течением времени, скорее всего потребности в аналитике и оперативности управленческого учета будут только расти и вы можете столкнуться с ограниченностью и неудобством функционала типовых решений. Как следствие, без существенных доработок данных решений, управленческий учет в них будет неполноценен, а поиски путей обхода ограничения функционала излишне трудоемки.

Первичные данные для управленческого учета можно использовать те же что и для бухгалтерии, но, как все мы прекрасно понимаем, они не будут достаточно полными, т.к. формальные требования бухгалтерского/налогового учета часто мешают отражению сути операции. Особенно явными эти отличия становятся, когда Ваше предприятия выросло до небольшого объединения нескольких бизнес-направлений или юридических лиц. Остановимся на этом подробнее.

Основные отличия управленческого учета от бухгалтерского

  • Главным отличием управленческого учета от бухгалтерского является отсутствие регламентных требований к управленческому учету. Это означает, что для отражения хозяйственной операции в управленческом учете не нужно иметь ее формальное обоснование. Управленческий учет отражает экономическую прибыль, а не бухгалтерскую.
  • Нет жесткой привязки к срокам сдачи отчетности, к закрытию периода, изменениям задним числом и т.п. В то же время, управленческий учет должен вестись в рамках утвержденной внутренней учетной политики, требования к которой могут быть даже жестче чем требования к бухгалтерскому учету.
  • Не нужно формализовывать взаиморасчеты между несколькими собственными юридическими лицами. Более того, иногда нет смысла выделять юридическое лицо на отдельный баланс в управленческом учета.
  • Возможны произвольные разрезы учета. Вместо разреза “организация (суть юр.лицо или ИП)” в управленческом учете все хозяйственные операции отражаются в разрезе ЦФО (Центр финансовой ответственности) – некие проекты, структурные подразделения или направления бизнеса, которые могут разделяться по территориальным признаками, по видам деятельности, по  составу участников и т.п.
  • Потребителем информации управленческого учета является внутренние пользователи (управленческий персонал, собственники), а не внешние (инспекции, фонды и т.п.).

От теории к нашей практике

Наша Компания имеет все необходимые компетенции для внедрения и автоматизации управленческого учета как эффективного помощника Вашему бизнесу. Мы знаем, как организовать полноценный управленческий учет на вашем предприятии, поможем выделить ЦФО в структуре бизнеса и проработать финансовую структуру, разработаем учетную политику, произведем обучение сотрудников. Наша гордость и плоды кропотливого труда – это прикладное решение САБ: Управление Бизнесом, которое отвечает всем требованиям к ведению управленческого учета в необходимой аналитике, а именно, возможности учета в разрезе Центров финансовой ответственности, настраиваемого распределения затрат, учета внутрифирменных взаиморасчетов, формирования основных отчетов (ДДС, ДР, баланс) и многое многое другое.

Оставить ответ

Заказать звонок
+
Жду звонка!